Новость

27.08.2021

Памяти Валерия Харламова

27 августа 1981 года трагически оборвалась жизнь легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова. Помним и любим…

Его имя известно даже тем, кто не является большим поклонником хоккея. Получить признание как в своей стране, так и за её пределами и стать легендой Харламов успел еще при жизни, которая, к сожалению, оборвалась очень рано. Его обожала вся страна, а миллионы мальчишек на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», не задумываясь отвечали: «Валерием Харламовым!». 
Легендарный семнадцатый номер сборной СССР навеки вписал своё имя в славную историю советского и мирового хоккея.

Вот какие штрихи в портрете Валерия Харламова выделяет спортивный обозреватель Леонид Трахтенберг:
«Человек счастлив лишь тогда, когда ему есть с кем делить счастье. Валерий Харламов делал счастливым целую страну. От его игры с нестандартной обводкой, скрытыми от посторонних глаз передачами и на первый взгляд совершенно неподготовленными бросками, после которых вратари не верили, что шайба уже в воротах за их спиной и потому порой грозили кулаком судье, зажигающему фонарь, веяло какой-то мальчишеской безоглядностью, благодаря чему он дарил едва ли не каждому зрителю ощущение личного знакомства. И ведь на самом деле Харламов за пределами хоккейной коробки был именно таким, каким представляли его миллионы, - естественным, открытым для окружающих, готовым, как образно заметил однажды Владислав Третьяк, отдать другу последнюю рубашку. 

К слову, на свадьбу он подарил мне рубашку, с которой, пусть с опозданием, но все-таки примчался в ресторан из аэропорта. "Извини, но за два дня в Стокгольме (там сборная СССР проводила товарищеские игры со шведами. - Прим. Л.Т.) даже десяти минут не нашлось, чтобы заскочить в магазин", - виновато развел руками Валерий, видимо, не понимая, что самым дорогим подарком для новобрачных был он сам, поспевший, несмотря на все сложности бытия профессионального спортсмена, на их торжество.

Его мама Хэрмана Орибэ приехала в Советский Союз в 1937 году из Испании в 11-летнем возрасте. Воспитывалась в детдоме. Во время войны работала на заводе в Саратове. На другом, уже московском заводе "Коммунар", где она трудилась 25 лет, познакомилась с электроиспытателем Борисом Харламовым.

"Мои родители - добрые и простые люди, - рассказывал мне как-то Валерий. - Правда, мама, в отличие от отца, который не пропустил ни одного моего матча в Москве, на хоккей не ходит. Не нравится ей, когда трибуны свистят, если я ошибусь. Но по телевизору все игры смотрит. Домой придешь, а она сокрушается: "Что ж ты опять сам не забиваешь? То перед воротами Михайлову шайбу отдашь, то Петрову. А достается тебе, сынок, больше всех...".

Мне всегда казалось, что Харламов играл бы в хоккей день и ночь. Всю жизнь... И никогда бы об этом не пожалел. И потому я очень удивился, когда декабрьским вечером 73-го после победы в "Призе "Известий" он вдруг загрустил: "И почему хоккеем так увлекся? В школе математика хорошо давалась, олимпиады выигрывал. Сейчас бы просто работал. Представляешь, каждый вечер свободный! А так - вечно куда-то спешишь... Вот сыграю последний матч - пойду домой пешком. Не торопясь, как все".  

Когда в расцвете сил да еще при трагических обстоятельствах уходит из жизни близкий человек, ты невольно ощущаешь чувство вины. И хотя с годами оно чуточку притупилось, я по-прежнему живу с ним (уверен, что то же самое чувство испытывают друзья Юрия Гагарина). И нет-нет, ловлю себя на мысли: а мог ли что-то сделать, дабы уберечь Валерия от несчастья. И тогда бы сегодня, как в старые добрые времена, поздравил бы его - полагаю, замечательного тренера - с днём рождения.
***
В хоккей играют круглый год. Играют во дворцах спорта с постоянным климатом. Но молодецкая удаль Валерия Харламова, его веселость и отвага радующегося своему умению и везению победителя напоминают всегда лишь одно время года - морозную и одновременно жаркую зиму не проходящей в человеке молодости».

Валерий Борисович Харламов

Родился 14 января 1948 года в Москве.

Среди спортивных детских увлечений были хоккей и футбол. Впервые Харламов встал на коньки, когда ему было 7 лет. Отец часто играл на катке в русский хоккей за заводскую команду и брал с собой сына, а чтобы он не мёрз в неотапливаемых раздевалках, ставил его на коньки.

Летом 1962 года отец - Борис Сергеевич - привёл 14-летнего сына записываться в хоккейную секцию. В том году принимали мальчишек 1949 года рождения, однако Валерий с его маленьким ростом выглядел столь юным, чем легко ввёл второго тренера ЦСКА Бориса Кулагина в заблуждение относительно своего возраста. Харламов тогда оказался единственным из нескольких десятков мальчишек, кого приняли в секцию, в группу тренера Вячеслава Тазова. Через короткое время обман вскрылся, но отчислять Харламова не стали, так как он понравился тренерам. Хоккеиста перевели в группу начальника школы тренера Андрея Старовойтова, который занимался с ним около четырёх лет.

Вскоре талантливого юношу начали рекомендовать во взрослую команду ЦСКА. Но главный тренер армейского клуба, Анатолий Тарасов, первое время не видел в Харламове серьёзных задатков и считал малый рост, всего 173 см, его главным недостатком. Блеснул Харламов в финальном турнире юниорского чемпионата СССР весной 1967 года в Минске. В Москве, прямо на вокзале, тренер спортшколы ЦСКА Виталий Ерфилов объявил Харламову, что его хотят попробовать в ЦСКА. Летом 1967 года Валерий прошёл сборы с командой ЦСКА.

22 октября 1967 года дебютировал в составе ЦСКА в Новосибирске в матче с «Сибирью», но отличиться не смог. Больше матчей в начале сезона 1967/68 не провёл, а в ноябре Валерий был отправлен во вторую лигу, в чебаркульскую «Звезду», армейскую команду Уральского военного округа. 8 марта хоккеист вернулся домой и в тот же день был вызван Тарасовым на тренировку ЦСКА.

Выступал за основную команду ЦСКА по 1981 год.

В чемпионатах мира и Европы, а также в Зимних Олимпийских Играх, сыграл 123 матча, забросил 89 шайб.

Двукратный олимпийский чемпион (1972, 1976), второй призер Зимних Олимпийских Игр-1980

8-кратный чемпион мира (1969—1971, 1973—1975, 1978—1979); второй призер чемпионатов мира 1972 и 1976; третий призер чемпионата мира 1977. Лучший нападающий ЧМ 1976. Лучший бомбардир в истории чемпионатов мира по хоккею: 155 очков в 105 матчах (при этом Харламов ни разу не был лучшим бомбардиром отдельного чемпионата мира). Четыре раза входил в символическую сборную ЧМ.

Чемпион Европы 1969, 1970, 1973-1975, 1978 и 1979; второй призер чемпионатов Европы 1971 и 1972; третий призер чемпионатов Европы 1976 и 1977.

Обладатель Кубка Вызова 1979

11-кратный чемпион СССР (1968, 1970—1973, 1975, 1977—1981); второй призер чемпионатов СССР 1969, 1974 и 1976. Всего в чемпионатах СССР провел 438 матчей, забил 293 гола. Пятикратный обладатель Кубка СССР

Лучший хоккеист СССР (1972, 1973). Лучший бомбардир чемпионата СССР (1971), лучший по системе «гол+пас» (1972).

Рекордсмен турнира на приз газеты «Известия» по количеству заброшенных шайб — 40 забитых шайб. 

В 2008 году избран в символическую шестёрку лучших игроков 20 века по версии ИИХФ.

В 1998 году введён в Зал славы ИИХФ. 

7 ноября 2005 имя Харламова увековечено в Зале хоккейной славы НХЛ в Торонто. Вместе с Владиславом Третьяком они стали единственными хоккеистами, кто был удостоен этой чести и при этом никогда не играл в НХЛ.  

Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени (1975, 1978) — за победы в составе сборной на чемпионатах мира по хоккею в 1975 и 1978 гг.

Кавалер ордена «Знак Почёта» (1972) — за победу в составе сборной СССР на Олимпиаде 1972 года

Награждён медалью «За трудовую доблесть» (1969) — за победу в составе сборной СССР на чемпионате мира 1969

В 1969 получил почетное спортивное звание «Заслуженного мастера спорта». 

В сборной России 17 номер выведен из обращения, он навечно закреплен за Валерием Харламовым. Единственным, кто выступал под ним кроме легендарного хоккеиста - стал его сын Александр. 

  • ВСЕРОССИЙСКИЙ КЛУБ "ЗОЛОТАЯ ШАЙБА"