Новость

06.07.2020

Капитан сборной в Суперсерии-72. 80-лет со дня рождения Виктора Кузькина

Он считался незаменимым в ЦСКА и сборной, одним из самых непроходимых защитников советского хоккея. Иначе ему бы не доверили капитанскую повязку на Олимпиаде-72 в Саппоро, чемпионате мира-72 в Праге и в Суперсерии-72. 6 июля трёхкратному олимпийскому чемпиону Виктору Кузькину исполнилось бы 80 лет. 

УСТУПИЛ МЕСТО НА ВБРАСЫВАНИИ МИХАЙЛОВУ

Почему-то капитаном сборной СССР в Суперсерии-72 называют Бориса Михайлова. Наверное, из-за того, что он вышел на символическое вбрасывание с лидером канадцев Филом Эспозито перед стартовым матчем в монреальском «Форуме». Наверное, поспорить за шайбу мог и сам Кузькин, ведь большую и долгую карьеру он начинал как центральный нападающий. 
В Суперсерии-72 Кузькин сыграл в семи матчах из восьми, пропустил только шестой, в котором наши могли оформить общую победу. К тому времени защитнику исполнилось 32 года, а это критический возраст для советского хоккеиста. Лучшие годы Виктора Григорьевича, как и его знаменитого одноклубника Александра Рагулина, были позади. 

После тех эпохальных матчей с канадскими профессионалами Кузькина в сборную приглашали только на товарищеские матчи. Рагулину же посчастливилось сыграть на ЧМ-1973 в Москве и обогатить личную коллекцию наград десятой золотой медалью чемпиона мира. После чего Палыч повесил коньки на гвоздь. А карьера Кузькина длилась ещё три сезона. Он успел принять участие в первой клубной Суперсерии-75/76. 

- Виктор Григорьевич был колючим защитником, хорошо катался, что характерно для всех, кто пришёл из хоккея с мячом, он грамотно подкатывался к сопернику, мало рисковал, вперед тогда ведь защитники ходили неохотно, - вспоминает капитан сборной в 1960-х Борис Майоров. – Кузькин не обладал мощным броском, как, скажем, Виктор Блинов или Александр Гусев. Не часто забивал. Однако свои прямые обязанности исполнял предельно четко. Тренеры сборной Аркадий Чернышёв и Анатолий Тарасов чаще всего выпускали Кузькина в паре с домоседом Виталием Давыдовым и нашей спартаковской тройкой.

Поначалу в ЦСКА Кузькин, который в детстве болел за «Спартак», не приглянулся Тарасову из-за худощавого телосложения. Тогда в чемпионской команде доигрывали Николай Сологубов, Иван Трегубов, Дмитрий Уколов, Генрих Сидоренков… Грянула смена поколений, и Анатолий Владимирович переквалифицировал молодого форварда в защитника, о чем впоследствии ни разу не пожалел.

Дебют на чемпионате мира 1963 года в Стокгольме принес Кузькину не только золотую медаль, но и звание заслуженного мастера спорта. Это было начало триумфального шествия сборной СССР, которое завершилось в Праге-1972.  

ЗАСЛУЖЕННОГО МАСТЕРА ПРИСВОИЛИ ДВАЖДЫ

Весной на ЧМ-1966 в Любляне Кузькин сменил на капитанском мостике Бориса Майорова, разжалованного за незначительную провинность. А осенью мог завершить карьеру. В газете «Правда» опубликовали фельетон о распоясавшемся хоккеисте-чемпионе. Причём в понедельник, когда другие печатные СМИ не выходили. Надо знать, какой убийственной силой обладали подобные публикации. Оргвыводы делали без промедления.

Кузькин стал фигурантом «дела таксистов». Погуляв в ресторане при Аэровокзале (излюбленном для хоккеистов ЦСКА заведении), Кузькин и Евгений Мишаков в сопровождении спутниц сели в такси. Водитель стал высаживать компанию, оторвал рукав модного пиджака Мишакова, здоровьем и силой не обделенного. В завязавшейся драке принял участие с десяток таксистов. Одному из них монтировкой проломили голову. Когда подоспела милиция, все разбежались. Кроме Кузькина, во время конфликта остававшегося в машине. Его и «замели», а потом обвинили в нанесении телесных повреждений. Вскоре выяснилось, что хоккеист не причём, уголовное дело закрыли. Но маховик был запущен. Пресса ухватилась за жареное. Инцидент разбирала Спортивно-техническая комиссия Федерации хоккея СССР. На неё давили, настоятельно рекомендовали наказать виновных построже. Кузькину влепили год дисквалификации и сняли звание заслуженного мастера спорта.  
После 30 октября 1966 года за ЦСКА он не играл, на лёд разрешили выходить только в клубном чемпионате Москвы. Тарасов пригрозил сослать своего капитана в Чебаркуль – в этом городке Челябинской области базировалась армейская команда «Звезда», в которой потом проходил «стажировку» Валерий Харламов. 
Спустя три месяца Кузькина вызвал глава федерации хоккея Валентин Алёхин и с порога велел готовиться к чемпионату мира в Вене.
Лишившись Кузькина, оборона сборной дала трещину, национальная команда неудачно провела заокеанское турне и контрольные матчи. А чемпионат мира предстоял особенный. В год 50-летия Октября. В случае поражения наверняка полетели бы головы спортивных руководителей СССР. Изначально турнир отдавали Советскому Союзу, но наша страна предусмотрительно отказалась из-за боязни неудачи.

Из столицы Австрии Кузькин вернулся с золотой медалью и… заслуженным мастером спорта. Звание не вернули, а присвоили вторично. 
В Саппоро-1972 он стал трёхкратным олимпийским чемпионом, вместе с Рагулиным, Давыдовым, Анатолием Фирсовым. 
ПОИГРАЛ В ТЕННИС, НЫРНУЛ В МОРЕ, И СЕРДЦЕ ОСТАНОВИЛОСЬ

- Кузькин был бесконфликтным и покладистым человеком, поэтому сработался с такими разными специалистами, как Локтев и Тихонов, - считает унаследовавший у Кузькина капитанскую нашивку Борис Михайлов. - Он был добрым и отзывчивым человеком, - рассказывал Давыдов. – И шайбу отбирал деликатно, технично, зубодробительные силовые приемы – не его стихия.

В 1976 году Кузькин завершил карьеру игрока в неполных 36 лет и стал помощником старшего тренера ЦСКА Константина Локтева. Через год армейцев возглавил Виктор Тихонов и оставил своего тезку в штабе. В 1988 году Кузькин отправился в Японию тренером-консультантом одного клуба, потом вернулся в ЦСКА.

- Работать с Виктором Григорьевичем было одно удовольствие, - рассказывает двукратный чемпион мира Денис Денисов. – Меня, 16-летнего пацана, он очень многому научил. На тренировках сам вступал в отбор шайбы, нападающим не было от него покоя. 
20 апреля 2008 года Кузькин играл в матче в честь 50-летнего юбилея Вячеслава Фетисова и мог дать фору многим более молодым участникам действа. Через два месяца Виктора Григорьевича не стало. Трагедия случилась в Хосте в военном санатории имени Яна Фабрициуса. Набегавшись по корту с теннисной ракеткой, Кузькин нырнул с пирса в прохладное море. Его сердце остановилось мгновенно, он и воды не успел наглотаться, так и застыл в положении стоя. 
Виктор Григорьевич никогда не жаловался на здоровье, до изнеможения тренировался с «Легендами хоккея». Только после смерти врач показал рубцы на сердце трехкратного олимпийского чемпиона. Инфаркты он переносил на ногах. 

Похоронили Кузькина на Ваганьковском кладбище. 
ДОСЬЕ

Виктор Григорьевич Кузькин
Родился 6 июля 1940 года в Москве, умер 24 июня 2008 года в Сочи
Защитник.
Заслуженный мастер спорта (1963, 1967)
Карьера игрока: ЦСКА (1958-1976)
13-кратный чемпион СССР, 530 матчей, 71 гол
Трехкратный олимпийский чемпион (1964, 1968, 1972)
8-кратный чемпион мира (1963-1971)
На ЧМ и ОИ – 70 матчей, 12 голов
Участник Суперсерий-72, 75/76
Карьера тренера: ЦСКА, ХК ЦСКА (1976-1988, 1992-1999), «Одзи Сейси» Япония (1988-1991)
Член зала славы ИИХФ (2005) 

Источник: fhr.ru