Новость

22.02.2021

80 лет со дня рождения Евгения Мишакова

22 февраля исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося нападающего сборной Советского Союза, двукратного олимпийского чемпиона Евгения Мишакова.

Клуб "Золотая шайба" имени А.В. Тарасова проводит турнир памяти Евгения Дмитриевича  среди команд юношей 2011 года рождения. Состоятся эти соревнования с 22 по 28 марта в Ямало-Ненецком автономном округе, в городе Ноябрьск.  

Евгений Дмитриевич Мишаков родился 22 февраля 1941 в деревне Никиткино Егорьевского района Московской области, но детство его прошло в Москве, в районе Ходынки. С юных лет он, как и большинство мальчишек в те времена, познал все радости дворового футбола и хоккея в коробке. Часто вместо реальных спортивных снарядов в этих играх использовались тряпичные мячи или консервные банки. Уже тогда мальчик выделялся среди своих сверстников, проявляя недюжинные способности к обеим играм. Старший брат Жени, догадавшийся, что в семье растёт будущий чемпион, отвёл способного парня на расположенный неподалеку стадион "Химик". И Женя стал играть за команду, где все ребята были старше него, и выделялся своей техникой даже среди них. 

Мальчик получил "гражданское" образование: семилетка, ремесленное училище. Затем стал автослесарем четвёртого разряда. Но и о спорте, естественно, не забывал – играл в футбол и хоккей в обществе "Трудовые резервы". Там он и познакомился со своим другом на всю оставшуюся жизнь - Борисом Михайловым.

Свою спортивную карьеру Мишаков начал в московском "Локомотиве", посодействовал живший по соседствую Юрий Волков, к тому времени уже именитый хоккеист, хотя ещё и не получивший двух своих золотых наград чемпиона мира. За Мишакова в "Локо" началась настоящая схватка: заполучить его хотели и футбольные, и хоккейные "железнодорожники". Свой выбор спортсмен сделал в пользу последних. Так началась карьера великого хоккеиста. Потом он провёл один сезон в СКА МВО, а затем оказался в ЦСКА, в форме которого Мишаков провёл долгих 12 сезонов и выиграл всё, о чём мог мечтать хоккеист.

В команде он был незаменимым человеком. Никогда ни с кем не ссорился. Всегда приветливый, любил пошутить. Тем не менее был и жёстким, когда это было надо. Ну а умение Евгения Дмитриевича забивать голы в самые ответственные моменты матчей стало его визитной карточкой. Тройку Мишаков – Моисеев – Ионов тренеры всегда выпускали в критической ситуации.  

Добрый и отзывчивый, он никогда бы не оставил товарища в беде. Всегда точил коньки всей команде, говорят, что ребята становились к нему в очередь. Был и известный случай в его жизни, стоивший ему немало. "Вернувшись с соревнований из Швеции,– вспоминал Мишаков, – Зайцев что-то не поделил с таксистом. Завязалась ссора. Олега бросили на капот автомобиля и начали бить. Мы с Кузькиным бросились на подмогу. Таксистов восемь, нас – трое. В неравной драке одному из них монтировкой пробили голову. Вскоре газета "Правда" написала, что хоккеисты ЦСКА применили запрещённый приём и нанесли травму таксисту. С нас сняли все спортивные звания, а меня вывели из состава сборной. Кузькина же взяли на чемпионат мира только потому, что даже тогда классные защитники были в дефиците. Потом, правда, в этой неприятной истории разобрались, но мой дебют на мировом первенстве пришлось отложить на год". 

Прошло время, и сборную уже нельзя было представить без одного из её самых мужественных и бесстрашных игроков - Евгения Мишакова. Многие называют его первым советским тафгаем. "Мне часто приходилось выполнять в команде роль устрашителя соперников, – говорил Мишаков. – Иногда Тарасов даже просил усмирить кое-кого из них, особенно распоясавшегося. На площадке да и в жизни я никого не боялся. Такой уж у меня характер… Сам Рагулин боялся меня. Бывали моменты, когда приходилось его "воспитывать" – рука-то у меня была тяжёлая. Хотя в жизни мы с ним были лучшими друзьями". 

Нередко Мишакову приходилось забрасывать за сборную в решающие моменты. Поражение от чехословаков на Олимпийских играх в Гренобле поставило советскую команду в сложную ситуацию. В последнем туре им кровь из носу нужна была победа над канадцами, иначе золотые медали уплывали в братскую страну. При счёте 1:0 в пользу "красной машины" канадцы начали давить на наши ворота. Защищались они прочно, а атаковали быстро и маневренно. Второй гол нам был просто необходим. И когда уже казалось, что ещё чуть-чуть и "кленовые листья" сравняют счёт, Мишаков выбежал в контратаку и, выйдя на импровизированный буллит с Бродериком, спокойно переиграл вратаря. 2:0 – и стало понятно, что Олимпиада за нами.  Прекрасно проявил себя Евгений Мишаков и во время Суперсерии-72. В заключительной игре серии на Мишакова набросились сразу трое канадцев и повалили на лёд. Но он вывернулся, вскочил на ноги и, заняв боевую стойку, предложил сразиться по-честному – один на один. Желающих не нашлось.

У Евгения Мишакова было два высших образования: сначала он окончил Высшую школу тренеров, а потом Институт физкультуры в Малаховке. Службу в армии Мишаков завершил в звании подполковника. После завершения карьеры профессионального хоккеиста, он работал в Свердловске со СКА, потом возглавлял СКА МВО, дочерний клуб ЦСКА. В начале 90-х ненадолго уехал в США тренировать детей. Затем были Мурманск, Новосибирск, а потом – ХК МВД, где Евгений Дмитриевич работал консультантом.  

Та самоотверженность, которая была присуща Мишакову на льду, не могла не сказаться на его здоровье. Ещё когда он играл, ему удалили все мениски. Со временем ноги перестали справляться с массой тела, и кости стали стачиваться. Поэтому после окончания спортивной карьеры он даже с палочкой с трудом передвигался. Тем не менее, Мишаков постоянно посещал домашние матчи ЦСКА. Любил приходить в армейский ледовый дворец за час-полтора до начала игры. И всякий раз совершал один и тот же ритуал. Войдя в помещение, просил охранника уступить ему место на вахте. С трудом садился на стул и минут 10-15 "дежурил", встречая своих бывших товарищей по оружию и просто знакомых у служебного входа. 

На 67-м году жизни двукратный олимпийский чемпион умер в больнице от отека легкого. Его похоронили на Троекуровском кладбище. Рядом с его партнёром по знаменитой тарасовской "системе" Юрием Моисеевым и вратарём "Крыльев Советов" и сборной Александром Сидельниковым.

Евгений Дмитриевич Мишаков – двукратный олимпийский чемпион (1968, 1972), четырёхкратный чемпион мира (1968—1971), серебряный призёр ЧМ 1972, восьмикратный чемпион СССР (1964—1966, 1968, 1970—1973), серебряный призёр чемпионатов СССР 1967, 1969, 1974, обладатель Кубка СССР 1966—1969, 1973. Награждён двумя медалями "За трудовую доблесть" (1968, 1972).